Как поддержать интерес юного шахматиста? Ваша цель как родителя – помочь ребенку и поддержать его в новом деле.

•        Не ругать, а хвалить. Если вдруг после занятия ребенок не выиграл или расстроился, что что-то не получается – не давите на результат, не ругайте за проигрыши, обязательно – поддержите ребенка. На первых этапах у ребёнка должно сформироваться правильное отношение к поражениям – без поражений не бывает побед. Важно, чтобы у ребёнка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. Для этого, говорите: «я горжусь тобой, ты старался, продолжай стараться и обязательно победишь», «ты сможешь победить более сильного соперника, как достигнешь его уровня», «поражения – нас учат и показывают слабые места в игре» и т.п.

С точки зрения психологии дети до 7 лет не понимают, что такое «трудности», как понимают их взрослые (а взрослые их понимают, как средство достижения целей). Дети скорее воспринимают трудности как «неприятные ощущения» и пытаются интуитивно от них избавиться. И это абсолютно нормально – избегать неприятных эмоций. Это же относится и к поражениям в спорте. С 7 лет ситуация меняется, но не сразу, а постепенно и у каждого ребенка со своей скоростью. С точки зрения тренера лучше в этот момент говорить ребенку, что поражения – учат его и подталкивают к развитию.

•        Не перегружайте ребёнка. Даже взрослого выматывают партии, а малышу-дошкольнику достаточно 30-45 минут. Младшему школьнику – максимум час и возможно с перерывами по 5 минут. После этого нужно от шахмат оторваться и заняться чем-то другим. Задания по шахматам должны быть игровыми, ребенку должен нравиться сам процесс. Когда ребенок достигает определенного уровня знаний в шахматах, он начинает получать удовольствие от решения шахматных задач (своего рода, головоломок). Также, ребенку будет нравиться чувствовать свой прогресс «на доске». Но самое главное тут – не торопить, у каждого ребенка своя скорость, поэтому для начала важно не перегружать и давать материал в игровой форме.

шахматы уфа

•        Если есть возможность играть дома – это здорово! Если вы играете с ребенком дома – приучайте ребёнка к серьёзному отношению к игре и к основным правилам: «шахматы любят тишину», «тронул – ходи» (Учите детей играть не руками, а головой, сначала думаем – потом беремся), «отпустил – ход сделан» (Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их.), «тронул фигура соперника – должен брать». Уважайте маленького шахматиста, объясняйте правила перед игрой, а во время игры – мягко поправляйте. В клубе дети играют чаще всего с шахматными часами, как на занятиях, таки на турнирах, однако не всем детям это нравится. Спросите ребенка – играют ли они в клубе с шахматными часами и что он об этом думает. Часы можно установить на телефон:

ОС Android:

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.chess.clock&hl=ru&gl=US

iOS (Apple):

https://apps.apple.com/us/app/chess-clock-by-chess-com/id858039162

Самое популярное время, а также, чаще всего используется при играх в клубе и на турнирах – 10 минут каждому игроку.

С точки зрения психологии часы в шахматах дисциплинируют и учат принимать решения быстрее. Шахматы становятся более динамичными, но и иногда менее обдуманными. Если Вы видите, что ребенок играет «на время» — смело ставьте большее время.

• Если вы сами не уверены в правилах шахмат – обязательно уточняйте в книгах, у тренера или в интернете. Правила не так уж и просты, и важно не путать ребенка, называть фигуры правильными именами, следовать всем правилам не делая допущений. Если ребенок вас сам учит, в зависимости от его возраста – не уверены – перепроверьте, верите – следуйте правилам. Помните, что для ребенка очень ценно, что он может играть дома с близкими, любой тренер подтвердит – дети об этом говорят всегда с радостью.

Понятно, что в клубе придерживаются спортивных международных правил шахмат, с которыми можно ознакомиться тут:

https://moscowchess.org/stat/files/FIDE-arbierts-instruction-2020.pdf

•        Не поддавайтесь. Многие родители готовы специально проиграть ребёнку, чтобы он не расстраивался. Но это педагогически не верно – ребёнок может почувствовать обман. Лучше, чтобы уровнять шансы – дать фору – убрать часть своих фигур на доске, но при этом играть в полную силу. Уберите для начала ферзя. Ребенок не может Вас обыграть? В новой партии уберите еще и ладью. Все равно ребенку сложно? Оставьте одни пешки и короля и играйте в полную силу! И всем будет интересно, и все получат удовольствие.

        Стоит ли играть в шахматы на компьютере или телефоне? По нашему мнению, современные дети так или иначе проводят много времени за экранами и лучше их учить проводить это время – с пользой. На практике, наиболее прогрессирующие дети в нашем клубе – отыгрывают сотни, а то и тысячи партий в интернете, как против компьютера, так и против реальных соперников. Конечно, ничего не заменит игр за реальными досками и общение с соперниками, но для тренировки навыков игры современные технологии готовы помочь. Инструкции по регистрации и запуску игр на компьютерах и телефонах Вы можете найти здесь: http://shahmaty-ufa.ru/online-igra/

        Как еще поддержать прогресс ребенка? Дайте ребенку свободный доступ к шахматным задачам. Как только он узнал, что такое «мат в 1 ход», он может решать задачи. Распечатывайте страницы из задачника, начиная с первого уровня сложности (если Ваш ребенок занимается более полу года – спросите его какие задачи он хотел бы решать, на сколько сложные), и пусть решает в свое удовольствие, затем приносит в клуб и отдает на проверку тренеру, за что обязательно будет похвален. Заведите скоросшиватель, куда можно будет крепить решеные листы, так ребенок будет видеть собственный прогресс.

Если ребенок не понимает, зачем ему еще и дома решать задачи, то объясните, что это прямой путь к повышению уровня игры. Также мотивацией может послужить получение дополнительных наклеек от тренера на занятиях, за домашнее задание.

Автор: тренер шахматного клуба «Город Шахмат Уфа», спортивный психолог Марат Фанилевич